Статья в РИАМО - Режиссер Лев Рахлин о премьере спектакля «Триумфальная арка» в Королеве

Статья / 03 Декабря 2018
Статья в РИАМО - Режиссер Лев Рахлин о премьере спектакля «Триумфальная арка» в Королеве

Премьера спектакля «Триумфальная арка» состоится 15 декабря в Центральном Дворце культуры имени Калинина.

Шедевр Ремарка на сцену перенес генеральный продюсер и художественный руководитель «Театра двух столиц» Лев Рахлин.
Режиссер рассказал корреспонденту «РИАМО в Королеве» о работе над постановкой, подборе актеров и уникальной сценографии. 

Лев Ильич Рахлин родился в 1948 году. Учился в Санкт-Петербургском государственном институте театра, музыки и кинематографии на курсе легендарного Леонида Макарьева. Стажировался в Государственном русском Драматическом театре Эстонии и Кемеровском областном театре драмы имени Луначарского, где поставил спектакль «Волки и овцы», получивший премию Всесоюзного конкурса. Был художественным руководителем театра-студии «Народный дом» в Санкт-Петербурге. На счету режиссера спектакли «Играем короля», «События», «Генералы в юбках». Ставил пьесы в Государственном еврейском театре и Академическом театре Ниссан Натиф в Израиле. В 1996 году Рахлин стал главным режиссером петербургского «Мюзик-Холла», поставил знаменитые спектакли «Эротикон по Нагиеву», «Кыся», «Милашка», «Яблочная леди». Также работает в «Театре двух столиц», сотрудничает с хореографическим ансамблем «Человек». Является членом Союза театральных деятелей России, награжден премией «Король мизансцен» и другими наградами.

Лев Ильич очень давно хотел поставить произведение Эриха Марии Ремарка. Еще в 1973 году он предлагал перенести на сцену «Триумфальную арку» или «Трех товарищей».

«По разным причинам поставить спектакль тогда не удавалось. Его не было в планах постановок, было сложно пройти согласования. А сейчас, можно сказать, звезды сошлись: совпали желание и возможности. Наш спектакль готов! Мы начинаем его премьерные показы», – поделился Рахлин.
По словам режиссера, подбор актеров для любого спектакля – процесс непростой. Никогда нельзя к нему подходить с чисто прагматической точки зрения, каждого нужно увидеть в роли, почувствовать его. В «Триумфальной арке» только с ролью Жоан у Льва Ильича не было никаких сомнений – он сразу понял, что ее должна сыграть Марина Александрова.

«Она – идеальная Жоан. Я считаю, что именно Александрова в нынешнем поколении является идеалом актрисы по рефлексии, по тонкости, по изяществу, по интеллигентности, по умению любить на сцене и на экране. А именно это свойство особенно важно для «Триумфальной арки», где две потерянные души пытаются наладить личное счастье наперекор судьбе», – рассказывает Лев Ильич.

Остальные актеры подбирались как будто сами собой. У каждого своя история, но в итоге сформировался прекрасный ансамбль. Игорь Петренко замечательно воплотил на сцене Равика.

«Герои Ремарка для каждого читателя выглядят по-своему – у каждого своя Жоан и свой Равик. В спектакле мы вовсе не стремимся убедить зрителя, что герои должны быть именно такими, какими их видим мы. Напротив, мы хотим вызвать полемику. Этим спектакль и интересен», – считает Рахлин.

Воссоздание эпохи
Интересна и сценография спектакля. Автором музыкального оформления стал Ричардас Норвила, оно получилось невероятно стильным. Особое внимание уделили также декорациям и костюмам.

«В музыке, костюмах и декорациях мы постарались воссоздать атмосферу того времени. Мы внесли элементы кабаре, элементы периода немецкого экспрессионизма и Бертольта Брехта, традиции Веймарской республики. Думаю, нам это удалось, и зритель сможет погрузиться в ту удивительную эпоху», – говорит Лев Ильич.
«Это спектакль с современной режиссурой и современными актерами. Для меня как для режиссера это спектакль другого жанра, не того, в котором я работаю обычно. Тем не менее, наверное, он станет одной из моих самых любимых постановок», – делится Рахлин.
Произведение Ремарка «Триумфальная арка» актуально и по сей день, так как символично описывает сегодняшнее состояние мира. Конечно, весь роман невозможно «втиснуть» в двухчасовой спектакль, но основные линии и важные моменты режиссер бережно сохранил.

«Книга – это большое эпическое произведение, в котором много линий, но есть две основные – это мир накануне катастрофы и любовь героев. Это главные вещи. О них мы и рассказываем в спектакле. Передать психологическое состояние героев и атмосферу времени мы постарались максимально точно», – рассказывает режиссер.

Спектакль будет интересен и молодым людям, и людям старшего поколения. Для первых он станет открытием новых чувств и эмоций, у них будет своя точка зрения на героев. Вторых постановка вернет в юность, они вспомнят, как впервые читали этот роман и что чувствовали, смогут сравнить с эмоциями, которые возникнут сейчас.

«После спектакля, я думаю, еще долго зрители будут обсуждать героев и размышлять о них. Роман на страницах книги и роман на сцене вызывают разные чувства и эмоции. Кто-то не согласится с нашим прочтением, кто-то будет удивлен, а кто-то решит, что мы прочитали его мысли. Но в любом случае это спектакль для тех, у кого не угасло любопытство к искусству и кому дорога мировая художественная литература», – заключает режиссер.

«Триумфальная арка» напомнит зрителю, что и в наше противоречивое время человечность, искренность и самоотверженная любовь не теряют своей актуальности.

По материалам РИАМО Королев