Михаил Лидский «Вечер музыки Сергея Васильевича Рахманинова»

Михаил Лидский
«Вечер музыки Сергея Васильевича Рахманинова»
В 2023 году отмечается 150-летие Сергея Васильевича Рахманинова.
При жизни Рахманинов пользовался славой, прежде всего, как гениальный неповторимый пианист, но уже давно устоялось мнение, что в его лице Россия имеет не просто композитора первого ряда, но великого национального гения, в музыке которого словно живет сама душа отечества. Замечательно при этом, что к фольклору Рахманинов обращался гораздо реже своих собратьев. В то же время, на стиль Рахманинова заметный отпечаток наложила русская церковная хоровая музыка: для Рахманинова типична густая музыкальная ткань, полная извилистых линий разных голосов и особая красочная гармония.
В рахманиновскую программу одного из ведущих российских пианистов Михаила Лидского вошли произведения так называемой малой формы. Жанры концертной прелюдии и концертного этюда, воспринятые русскими композиторами от Шопена и Листа, претворены Рахманиновым по-своему.
Прелюдии Рахманинова гораздо более развернуты, нежели большинство прелюдий Шопена, Лядова или Скрябина: это уже не миниатюры, а скорее музыкальные поэмы или фрески.
В не меньшей мере это относится к рахманиновским этюдам, получившим двойное авторское название «этюды-картины»: в них фортепианно-техническая задача решается через создание ярких звуковых образов, будь то жанровые сцены или живописные полотна. На большую высоту поднял Рахманинов и такие «полуакадемические» жанры, как салонные пьесы. Наконец, значительное место в фортепианной литературе занимают переложения рахманиновских романсов (в концерте прозвучат две такие транскрипции), выполненные как самим автором, так и другими музыкантами. Все это – в рахманиновской программе Михаила Лидского.
Вечер музыки Сергея Васильевича Рахманинова
(1873 – 1943)
1 отделение
Прелюдии: Си мажор ор. 32-11, Соль мажор ор. 32-5
Этюды-картины: си минор ор 39-4, ре минор (посмертное издание), До мажор ор. 33-2, фа минор ор. 33-1, Ми-бемоль мажор ор. 33-4
Прелюдии: си минорор. 32-10, фа минор ор. 32-6
«Мелодия» ор. 3-3 (версия 1940 года)
2 отделение
«Маргаритки» ор. 38-3 (транскрипция романса)
Прелюдии: ре минор ор. 23-3, Соль-бемоль мажор ор. 23-10, ля минор ор. 32-8
Баркарола ор. 10-3
«Осколки» (1917 год)
«Сон» ор. 38-5 (транскрипция романса)
Этюды-картины: до минор (посмертное издание), ре минор ор. 39-8, Ре мажор ор. 39-9